Центр менеджмента качества

Новым ФЗ «Об образовании» введен термин «качество образования», как «…..степень соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС и другим федеральным требованиям и потребностям обучающихся, а также степень достижения планируемых результатов». П. 6 статьи 28 закона обязывает образовательную организацию обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям. Согласно новому закону все эти показатели являются комплексной характеристикой качества образования. Ст. 11 нового закона гласит, что выполнение требований ФГОС является государственной гарантией уровня и качества образования.

Госпрограмма развития образования на 2013 — 2020 гг. определяет механизмы системы оценки качества образования (подпрограмма 3): ЕГЭ (на входе), внутренний мониторинг качества образования в вузе, и государственная аккредитация ООП (на выходе). Согласно ст. 28 нового закона (п. 3), к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, которая является правопреемницей действующей в университете системы менеджмента качества, разработанной с учетом европейских стандартов и директив для высшего образования ENQA, модели совершенства EFQM и соответствующей ISO 9001:2008 (протокол № 2 ученого совета университета от 18.02.2013 г.).

Действующая СМК университета подтверждает, что университет выполняет свои задачи надежно, этически правильно, эффективно и с высоким качеством, оперативно реагируя на изменения в законодательной сфере, принимая во внимание потребности не только участников научно-образовательного процесса, но и других заинтересованных сторон.

Через международные сертификации и аккредитации университет укрепляет уверенность как в качестве образования, так и в международном признании, одобрении и сравнении результатов своей научно-образовательной деятельности, демонстрируя свое развитие и совершенствование.

 

Структура СМК

Создание в университете стабильной, надежно функционирующей и результативной системы менеджмента качества, отвечающей современным требованиям обусловлено внутренними потребностями развития университета, тесными связями с потребителями, заинтересованными сторонами и необходимостью адаптации к требованиям Болонского процесса.

Целью формирования СМК является обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ Кубанского ГАУ на рынке образовательных услуг в соответствии с миссией и политикой по качеству.

Инициатор создания СМК на базе международного и отечественного опыта — ректор университета Трубилин Александр Иванович.

Точкой отсчета в формировании СМК Кубанского ГАУ стало решение ученого совета университета от 06.10.2008 г. (протокол № 9) и приказ ректора от 22.10.2008 г. № 627, которым был учрежден проект «Адаптация системы менеджмента качества к требованиям стандарта ISO 9001:2008, типовой модели системы качества образовательного учреждения, стандартов ENQA и модели совершенства EFQM». Таким образом, в основу СМК университета положены все международно-признанные эффективные модели менеджмента.

Комиссией под руководством ректора университета был проведен анализ результатов выполнения проекта «Адаптация системы менеджмента качества к требованиям стандарта МС ИСО 9001:2008, типовой модели системы качества образовательного учреждения, стандартов ENQA и модели совершенства EFQM» и составлен акт внедрения СМК Кубанского ГАУ от 01.09.2009 г.

30 ноября 2009 года система менеджмента качества Кубанского государственного аграрного университета была сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2008 в отношении проектирования, разработки и реализации программ высшего образования в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации и научной деятельности.

Ежегодно университет проходит плановые надзорные и ресертификационные аудиты системы менеджмента качества, в 2018 году СМК Кубанского ГАУ продемонстрировала соответствие требованиям новой версии международного стандарта ИСО 9001:2015.

Сертификаты качества

Миссия университета

Кубанский государственный аграрный университет,

являясь федеральным государственным аграрным университетом, первым инновационным аграрным университетом Юга России,

продолжая дело первого на Кубани сельскохозяйственного института, в качестве его правопреемника,

выполняя высокую миссию представителя российского аграрного образования в Европейской ассоциации аграрных вузов,

руководствуясь интересами государства в области развития агропромышленного комплекса, продовольственной безопасности, качества и безопасности продуктов питания и переработки в целях обеспечения качества жизни населения России,

разделяя миссию России в ее проникновении на мировой рынок инновационных перерабатывающих технологий и интеграции с лучшим мировым опытом,

опираясь на свой накопленный научно-инновационный и кадровый потенциал, исторический опыт, академические, социо-культурные традиции и систему лидерства, которыми Кубанский ГАУ отличается от других университетов России,

реализует свою миссию в становлении университета как международно признанного центра подготовки специалистов мирового уровня и инноваций в области высшего аграрного, экономического и агроинженерного образования и

определяет в качестве своих основных принципов:

  • Единство научной и образовательной деятельности преподавательского состава и студентов.
  • Фундаментальность инженерной, гуманитарной и практической подготовки, позволяющей выпускникам быть конкурентоспособными и быстро адаптироваться в современных условиях.
  • Высокий уровень требований к студентам и преподавателям, гарантирующий соответствующее качество подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.
  • Новаторство и креативность, требующее от студентов, преподавателей, ученых и менеджеров университета постоянный поиск лучших путей решения стоящих перед ними задач.
  • Поддержание уникальной внутренней академической среды, способствующей свободному выражению мыслей и идей, поддерживающей культ знаний и стремление к успеху.

Ректор Кубанского ГАУ,
профессор
Трубилин А.И.

Политика университета в области качества

Главная цель университета — сохранение позиций кадрового и агротехнологического лидера региона, органично интегрированного в социально-экономическое пространство российского общества и обеспечивающего устойчивое воспроизводство выпускников, способных выдерживать конкуренцию на мировых рынках труда, осуществлять трансфер технологий в различные отрасли АПК и интеграцию в европейское и мировое образовательное сообщество.

Для этого руководство университета берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий, необходимых для постоянного повышения результативности системы менеджмента качества путем:

  • совершенствования системы менеджмента на основе принципов открытости, объективности, общественно-профессионального участия, участия обучающихся, ориентации на потребности региона и всего российского общества, сопоставления с деятельностью российских и мировых центров аграрного образования;
  • внедрения инновационных практико-ориентированных образовательных технологий;
  • совершенствования процедур оценки качества всех результатов деятельности университета;
  • удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах сельских территорий для их устойчивого развития, содействия интеллектуальному и технологическому лидерству России;
  • сохранения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава;
  • поддержания высокотехнологичной научной среды, обеспечивающей проведение фундаментальных и прикладных исследований на мировом уровне;
  • развития системы непрерывного аграрного образования;
  • поддержания культуры и традиций университета, академической среды для открытого обмена мнениями, продуктивной, творческой и социальной деятельности обучающихся, преподавателей и сотрудников;
  • обеспечения благоприятных материально-технических и социальных условий для жизни, работы и творчества обучающихся и сотрудников университета.

5 марта 2018 г.
Ректор университета,
профессор
Трубилин А.И.

Цели университета в области качества - 2023 г.

Цель Наименование показателя достижения Ответственный
Обеспечение выполнения государственного задания в 2023 г. Процент выполнения государственного задания Первый проректор Резниченко С.М.
Обеспечение выполнения показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Показатель «Образовательная деятельность» Первый проректор Резниченко С.М.
Показатель «Научно-исследовательская
деятельность»
Проректор по научной работе Кощаев А.Г.
Показатель «Международная деятельность» Проректор по международной
и молодежной политике Полутина Т.Н.
Показатель «Финансово-экономическая деятельность» Проректор по финансам и экономике Мосьпан Е.М.
Развитие единой цифровой образовательной среды Переход на «Образовательный портал 3.0» в рамках выполнения мероприятий по модернизации электронной информационной образовательной среды университета Проректор по учебной работе Петух А.В.
Организация приема абитуриентов на обучение в университет Удельный вес численности студентов, принятых по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения Первый проректор Резниченко С.М.
Совершенствование реализации образовательного процесса Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР образовательной организации (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) Проректор по учебной работе Петух А.В.
Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры Первый проректор Резниченко С.М.
Развитие и совершенствование научно-исследовательской деятельности Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР Проректор по научной работе Кощаев А.Г.
Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science Core Collection, в расчете на 100 НПР Проректор по научной работе Кощаев А.Г.
Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР Проректор по научной работе Кощаев А.Г.
Совершенствование финансового обеспечения образовательной деятельности университета Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона Проректор по финансам и экономике Мосьпан Е.М.

Независимая оценка качества образования

Внутренняя независимая оценка качества образования

Требования к организации и проведению внутренней независимой оценки качества образования по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, реализуемым в университете, регламентированы положением Пл КубГАУ 1.8.6 «Организация и проведение внутренней независимой оценки качества образования по основным профессиональным образовательным программам высшего образования»

Основными целями проведения внутренней независимой оценки качества образования в образовательной организации являются:

1. Формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения ОПОП ВО.

2. Совершенствование структуры и актуализация содержания ОПОП ВО, реализуемых в университете.

3. Совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в университете.

4. Повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации ОПОП ВО.

5. Повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ.

6. Усиление взаимодействия университета с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.

7. Противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса.

8. Определение требований, ожиданий и степени удовлетворенности заинтересованных сторон уровнем образовательных услуг для разработки и реализации мероприятий по улучшению деятельности университета.

Внутреннюю независимую оценку качества подготовки обучающихся университет осуществляет в рамках:

⎯ промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);

⎯ проведения входного контроля уровня подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля);

⎯ мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям);

⎯ промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;

⎯ промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ и проектов;

⎯ анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;

⎯ проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);

⎯ государственной итоговой аттестации обучающихся.

⎯ социологических исследований различных категорий потребителей образовательных услуг, предоставляемых университетом.

Анкета для сбора данных по показателям, касающимся доброжелательности, вежливости работников, удовлетворенности условиями оказания услуг

Мониторинг остаточных знаний обучающихся

Контроль наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам в университете осуществляется посредством компьютерного тестирование с использованием системы тестирования INDIGO, требования к проведению которого регламентированы положением Пл КубГАУ 2.5.28 «Порядок организации и проведения компьютерного тестирования обучающихся».

График тестирований обучающихся по дисциплинам летней экзаменационной сессии 2021-2022 уч. г..

Результаты мониторинга остаточных знаний обучающихся: I семестр 2020/2021 г.; II семестр 2020/2021 г.; I семестр 2021/2022 г.; II семестр 2021/2022 г.; I семестр 2022/2023 г. II семестр 2022/2023 г.

Социологические исследования

Система социологического мониторинга и обратной связи является важным инструментом обеспечения обратной связи и диалога между руководством университета и всеми заинтересованными сторонами. Информация, получаемая посредством социологических исследований различных категорий потребителей образовательных услуг, предоставляемых университетом, анализируется и используется руководством для улучшения деятельности Кубанского ГАУ.

Цель социологических исследований ― определение требований, ожиданий и степени удовлетворенности заинтересованных сторон уровнем образовательных услуг для разработки и реализации мероприятий по улучшению деятельности Кубанского ГАУ, определения сильных и слабых сторон в образовательной деятельности и повышению удовлетворенности групп, заинтересованных в деятельности университета.

Объектом социологических исследований выступают заинтересованные стороны Кубанского ГАУ, к которым относятся потребители образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности университета и работодатели. Предмет исследований ― степень их удовлетворенности различными аспектами предоставляемых услуг.

Порядок планирования и проведения мониторинга удовлетворенности внутренних и внешних потребителей качеством услуг, предоставляемых ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» регламентируется положением Пл КубГАУ 1.8.2 «Социологический мониторинг и обратная связь университета с заинтересованными сторонами»

Отчеты по проведенным социологическим исследованиям:

2022-2023 уч. год: